Главная | Регистрация | Вход
argyndar.org
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Шежире [2]
Генеология аргынского рода и подродов
Известные аргыны [14]
Аргыны, оставившие определенный след в истории народа
Реклама от Google
Поиск
Наш опрос
Нужно ли приравнять коррупцию в Казахстане к измене Родине?
Всего ответов: 126
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Счетчик
Яндекс.Метрика
Главная » Файлы » Известные аргыны

Машхур Жусуп Копеев
[ · Скачать удаленно () ] 12.02.2009, 17:43
Машхур Жусуп Копеев
(1858-1931 гг.)
 
 
 Машхур Жусуп Копеев – ученый-фольклорист, поэт, историк-летописец, общественный деятель, философ, мыслитель.
 Родился в 1858 году в местности Кызылтау Баянаульского района. Там же окончил медресе. Затем учился в Ташкенте, Бухаре получил высшее мусульманское образование.
 Он был человеком необыкновенной одаренности – к восьми годам Жусуп прославился среди земляков чтением наизусть героических дастанов, причем ему достаточно было всего один раз прочесть какое-либо произведение, чтобы потом повторить его слово заучным, необычайно певучим голосом. Восьмилетнего чтеца, как гласит народная молва, однажды слушал старший султан Баянаульского округа Муса Чорманов, который был изумлен талантом ребенка и воскликнул «Этот мальчик, если будет жив, то изумит мир своим необычайным дарованием. Быть ему широко известным человеком!...». И с этих пор к имени Жусуп добавился эпитет Машхур, что означает с арабского «широко известный». Пророчество Мусы Чорманова сбылось. Более века творчество М.Копеева волнует и восхищает читающую публику, хотя широкий доступ к его произведениям и некоторым историческим записям, воспоминаниям и фольклорным сборникам открылся лишь в последнем десятилетии ХХ века.
 Он всецело посвятил свою жизнь собиранию фольклорного наследия казахского народа, записывал произведения поэтов ХVIII-ХIХ веков. С этой целью он путешествовал по всей казахской степи с 17 лет до преклонного возраста, был автором многих поэтических и публицистических произведений. Поэт в совершенстве владел многими языками мира, в том числе русским, арабским, турецким, персидским, тюркским.
 Он глубоко изучал историю человечества, классическую поэзию Востока и Запада. Машхур Жусуп был поэтом близким народу.
 Большое влияние на его творчество оказала встреча с Абаем Кунанбаевым и востоковедом, тюркологом В.В.Радловым.
 М.Копеев был глубоко религиозным поэтом, одним из популярнейших литераторов казахской общины конца ХIХ и начала ХХ вв. Лишь в 1907 году в Казани вышли три его книги: «Хал-ахуал», «Сарыарқаның кімдікі екені», «Тірлікте көп жасағандықтан көрген бір тамашамыз», М.Ж.Копеев активно занимался и публицистической деятельностью. В газете «Дала уаллаяты» (1888-1902) и журнале «Айкап» (1911-1915) периодически печатались его статьи, очерки, информации. В них он поднимал проблемы социального равноправия, призывал казахский народ к просвещению, ремеслу, оседлости, применению техники в земледелии и другие.
 Многие его труды до сих пор не опубликованы. Около тридцати папок его произведений хранятся в Академии наук Казахстана.В последние десятилетия ХХ столетия ученые Казахстана начали изучать творческое наследие поэта. В 1992 году вышел на свет 2 томник М.Ж.Копеева.В 2005-2008 годы изданы 4-х томник департамента культуры и 11 томов ПГУ им.С.Торайгырова. Очень много загадок таят в себе последние годы жизни поэта особенно смерть.
 В 1929 году, когда ему перевалило за 70 лет, Машхур Жусуп прекращает активную научную деятельность, поселяется в небольшом ауле между Карасуком и Жанажолом. Этот аул и урочище он назвал «Ескельды» («Хозяин вернулся»).
 А в 1930 году, ровно за год до своей кончины, поэт приглашает родственников и близких друзей на поминальный ас по себе (странный поступок для глубоко религиозного человека), объявив им , что проживет ровно 73 года и ни на день больше или меньше. И попросил соседей поставить ему мазар. И сам участвовал в строительстве мазара. Мазар – небольшая избушка – на холмике, в виде небольшой усыпальницы, состоявший из 2-х комнат.
 И необыкновенное случилось: в предсказанный день Машхур Жусип Копеев умер. По завещанию его тело похоронили в специальной заблаговременно подготовленной могиле, при этом ее не стали засыпать землей.
 
 21 год тело М.Копеева лежало открытым и не портилось. Окрестные и дальние жители считали его святым и приходили молиться. А в 1952 году, по приказу районных властей, землянку мазар разрушили, сравняли с землей.
 Только в 1978 году по ходатайству младшего сына Машхур Жусупа Фазыла (1890-1969) – заслуженного учителя Казахстана награжденного орденом Ленина, мазар был восстановлен и поставлен памятник. И по инициативе учителя-краеведа Амангельды Омарова в Жанажоле создан мемориальный музей Машхур Жусупа Копеева. В 1993 году было построено специальное здание музея и оформлена экспозиция. В канун 150 летия М.Ж. Копеева в музее проведен ремонт и заново оформлена экспозиция. В 2006 году для многочисленных паломников открыт мавзолей.
 Творчество поэта, философа, фольклориста постоянно исследуется и изучается.
 
Сайт посвященный Машхур Жусипу Копееву:
http://mashkhur.kz/
Категория: Известные аргыны | Добавил: argyn
Просмотров: 5537 | Загрузок: 443 | Рейтинг: 4.8/14 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]