Главная | Регистрация | Вход
argyndar.org
Меню сайта
Форма входа
Реклама от Google
Поиск
Наш опрос
Нужно ли приравнять коррупцию в Казахстане к измене Родине?
Всего ответов: 126
Архив записей
Календарь
«  Октябрь 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Счетчик
Яндекс.Метрика
Главная » 2008 » Октябрь » 6 » Н.Абуев: Экономика Казахстана. Государство без нефти, газа, металлов и урана
Н.Абуев: Экономика Казахстана. Государство без нефти, газа, металлов и урана
18:13
Сейчас происходит отрезвление казахстанского общества после бурного расцвета предпринимательской и экономической активности. Сложилась она стихийно под действием естественных периодических факторов подъема и спада мировой экономики. На гребне ее подъема, Казахстан оказался в центре событий и сумел не упустить свой шанс и привлечь огромные инвестиции из-за рубежа, самые многочисленные на всем пространстве СНГ на душу населения. Этот кредит доверия мы использовали на все сто процентов. Не будем выяснять как это нам удалось. Главное денег было очень много, что освоить их внутри своей страны мы не смогли. Поэтому часть данных средства даже начали инвестировать в другие страны СНГ. Это был золотой период "независимого" Казахстана. Была гордость за нас, наше правительство, наших предпринимателей и т.д.

В этот период всех устраивало и законодательство, и чиновники, и правительство. Всем хватало. Предприниматели и чиновники богатели, в городах возникли пробки от массового появления автомашин у граждан. Большинство из них - престижных марок. Возведено много жилья элитного и бизнес классов.
Казахстанцы, не в пример соседям по среднеазиатскому региону, повально обзавелись умными помощниками –бытовой техникой. Для удовлетворения растущих потребностей населения возникли различные виды услуг, соответствующие высокому классу. И это почти повсеместно по всему Казахстану. Темп роста экономики в несырьевых отраслях, особенно в строительстве, без изменения законодательства, без помощи государства, был достигнут небывалого размера, т.е. был "бум". Здесь оказалась правдива пословица: " Что с деньгами любой может многое". Теперь не стало денег и все стало мешать предпринимателям: и законодательство, и чиновники, и непрофессионализм работников, и дисциплина на дорогах и т.д. Одним словом- Кризис. Государство также прониклось проблемами предпринимателей.. Президент лично выносит Указ, ограждающий предпринимателей от влияния чиновников, объявляет мораторий на проверки. Правительство пытается поднять весь народ на борьбу с экономическими катаклизмами. Оно принимает решения, которые должны изменить ситуацию за счет законодательства, предлагает изменить налоговый кодекс. Общество не остается в стороне от проблем. Идут дискуссии. Выдвигаются различные решения. И я, как гражданин, также имею желание и право высказать свое видение на проблему и пути их решения.
Для понимания предложений хотелось бы оценить экономическое состояние, в котором находится наша страна, а исходя из этого должны последовать предложения.

На сегодня наша действительность такова - Идет семнадцатый год существования независимого Казахстана. Мы вырвались из оков социалистического государства с плановой экономикой. Казахстанцы получили все прелести рыночной свободы. У хозсубъектов и у каждого гражданина появилось право реализовать себя без указки с верха, самостоятельно распоряжаться своими ресурсами.
Однако наряду с этим произошли и негативные явления. К примеру, произошел спад производства во многих отраслях народного хозяйства, вплоть до полного разрушения таких направлений, как легкая промышленность, сельское хозяйство, резко снизилась социальная защита населения, произошло обнищание народа, появилось резкое расслоение граждан по доходам, безработица, разрушились определенные моральные устои общества. А также самоопределение повлекло за собой отток из страны большей части населения европейской национальности. Все это вкупе привело к определенному социально-экономическому и демографическому состоянию общества. В то же время отток представителей европейской национальности явился фактором укрепления государства как национального. В этот период на историческую родину были приглашены казахи из других стран, что дало титульной нации стать лидирующей по численности населения в республике.

Основная задача которая стояло перед обществом, сделать государство устойчиво процветающим. А что есть процветающее государство? Это когда каждый гражданин Казахстана, независимо от национальной принадлежности, социально защищен, имеет работу, трудовые доходы, позволяющие иметь жилье, создавать семью, воспитывать детей, получать хорошее медицинское обслуживание, достойное образование и пенсионное обеспечение. Для достижения данной цели Президент РК, Парламент, Правительство принимают решения, такие как "Программа-2030", где определяются задачи, пути и сроки процветания, затем ежегодно принимаются программы по развитию культуры, здравоохранения, аула и жилищного строительства. И, наконец-то, принимается Стратегия Индустриально-Инновационного развития Казахстана, позволяющая достичь устойчивого развития страны в не сырьевых отраслях экономики. Создаются Институты Развития, Социально-предпринимательские корпорации. На сегодняшний день экономическое благополучие Казахстана строится на наличие богатых полезных ископаемых, в особенности углеводородных, металлов, урана и их реализации. Но это не дает благополучия всему народу и не имеет длительной, устойчивой перспективы. В результате возникает вопрос: возможно ли возрождение былого экономического и политического величия нашего древнего народа за счет не сырьевых источников? Я считаю, что это возможно. Для этого необходимо учесть следующие факторы: природно-климатические, демографические, административно-территориальное устройство, геополитическое положение страны. А также надо сформировать новые производственные отношения между людьми в процессе труда, подогнав под современные требования организации производства. И уже с учетом всего этого, необходимо создание рабочих программ, воплощение которых претворит в жизнь цели и задачи стратегии индустриально-инновационного развития.

Природно-климатические условия.

Природно-климатические особенности нашей страны с точки зрения приоритетности использования в сельскохозяйственном производстве почти на 80 процентов предназначены для ведения степного животноводства (овцеводства, коневодства и верблюдоводства). Именно по этим направлениям сельскохозяйственного производства мы имеем преимущества перед другими странами. Если говорить о состоянии недр нашей страны, то они имеют большие промышленные запасы для получения цветных и черных металлов. Начато освоение громадных месторождений нефти, газа и урана. Разработка наших недр и реализация полезных ископаемых, является крупным финансовым источником для инвестирования программ не сырьевого развития страны.

Административно-территориальное устройство республики с учетом природно-климатических условий.

На сегодняшний день Казахстан имеет следующее административно-территориальное деление: 14 областей с областными центрами, внутри областей районы с районными центрами, и города. На мой взгляд, именно такое административное деление, созданное из центра бывшей Советской державы, по примеру густонаселенных районов европейской части страны, не позволяет нормально развиваться экономике независимого степного Казахстана и проводить какие-либо реформы. Почему?
Если заглянуть глубже в историю развития цивилизаций, то можно понять, что территории формировались эволюционно так: сеть населенных пунктов, деревень, аулов, во главе стоял бизнес-центр, место, где население территорий решало вопросы торговли своей продукцией, приобретения различных товаров ремесленного назначения. Эти бизнес-центры развивались, превращались в города. То есть города по функциональным обязанностям были центром торговли, ремесла и культуры окружающих территорий-районов. Существует следующий статус населенных пунктов: город, районные, областные центры, затем столица. Под каждым словом наименования населенного пункта я вижу не просто наименование, а рассматриваю его с точки зрения функциональных обязанностей в экономическом плане. К примеру, функция города - быть бизнес-центром территории-района. А у нас в Казахстане, территориальными центрами законодательно сделали районные центры. Но фактически населенные пункты, относящиеся к районным центрам не могут решать в них свои экономические вопросы, связанные с торговлей своей продукции и приобретением товаров промышленного назначения, поэтому по своим бизнес интересам они тяготеют к городу, как к фактическому центру бизнеса. А ведь это другая административная единица. В районном центре население получает только административные услуги. Сейчас главной функцией существующих малых городов Казахстана является обеспечение какого-нибудь градообразующего предприятия, разрабатывающего месторождение полезных ископаемых. То есть, следуя вышеприведенной логике, это уже получается по функциональности не город, а просто крупный рабочий поселок городского типа. Ведь города должны быть бизнес-центрами районов, окружающих территории. Поэтому я считаю, что нужно изменить административно-территориальное устройство районов, чтобы гармонично могли развиваться территории. То есть во главе районов должны быть города. У нас очень огромная страна. Она вытянута с севера на юг. На такой территории могут поместиться восемь Германий, пять Франции. И у нас на разных территориях разные климатические зоны, от голодных пустынь до плодородных лесов. А значит разные условия для ведения хозяйства, но законы одни. Равенство законов в неравных природно-климатических условиях делает бизнес неконкурентным и придает разную степень привлекательности. Поэтому, чтобы сделать дифференцированный подход к каждой территории с учетом климатических особенностей для успешного ведения бизнеса, чтобы не вызвать неперспективность отдельных районов, я предлагаю другой выход – изменить административно-территориальное деление республики на региональном уровне.
В данное время в республике Казахстан 14 областей, 2 города республиканского значения, 160 районов, 2150 сельских округов и города в составе областей. Такое административно-территориальное деление на районном уровне не обеспечивает должного развития территорий, так как во главе районов должен быть населенный пункт, являющий центром торговли, производства , переработки и культуры. Существующие районные центры не соответствуют фактическим функциональным требованиям в плане экономического развития территории района. Фермеры должны тянуться в город для решения своих вопросов по торговле, по обеспечению своего производства материалами и техникой. Потенциал предпринимателей города будет работать на успешное развитие экономики данной территории.
Поэтому предлагаю следующее. Создать в Казахстане 7 регионов (два северных, один западный, один восточный, центр и два южных). Внутри регионов по 6-8 районов, во главе этих районов должны быть города.
Ведь ныне существующее административно-территориальное деление было сделано искусственно, во времена, когда создавалась молодая республика, входящая в состав Советского Союза, ведущего плановое развитие народного хозяйства с учетом интересов всех субъектов. . Это деление в советские времена устраивало экономику республики. Но когда мы перешли в рынок, территории были вынуждены сами выживать, находить рынок сбыта продукции, объединяться вокруг какого-то своего бизнес-центра. А бизнес-центр с развитой инфраструктурой – это город, в котором есть коммуникации (дороги, вокзалы, аэропорт, связь и т.д.), условия для торговли. Так примерно должны выглядеть территории-районы, которые должны объединяться в регионы. Во главе стоит региональный центр. В нем эти районы находятся приблизительно в одной природно-климатической зоне. Данное административно-территориальное устройство даст возможность для адресного, а значит качественного, продуктивного составления экономических программ развития территорий. В каждом регионе, с учетом их специфики, будет отдельное законодательство в отношении налогообложения, государственных льгот и преференций, что создаст равные условия для проживания и ведения бизнеса предпринимателям в разных частях нашей громадной страны. Следствием будет равномерное развитие территории и расселения людей. И тогда исчезнет термин - "депрессивные и неперспективные" районы на земле Казахстана .

Демографическое состояние республики.

Население Казахстана составляет 15 млн. человек. Большинство - казахи. Демографическое состояние республики надо рассмотреть с точки зрения отношения к техническому производству. С каким народом мы будем проводить стратегию инновационно - индустриального развития нашего государства. Советская страна была создана на базе царской империи, которая была аграрной страной, где 95 процентов населения являлись сельскими жителями с менталитетом оседлого земледелия. Советский Союз, проводя индустриализацию страны, выполнил большую работу по изменению менталитета граждан в техническую сторону. И как результат - успешное решение технических задач. Что вывело СССР в мировые лидеры индустриального производства. Истории известно много примеров, когда отстающие в техническом развитии народы проводили политику по изменению своего менталитета, что способствовало экономическому и техническому прогрессу их стран: в России в ХУШ веке царь Петр I изменил патриархальный менталитет бояр на прогрессивный европейский стиль, а в Японии в ХIХ веке император страны реформировал менталитет "самурайства" на технический.
В Казахстане в период обретения независимости произошли резкие демографические перемены, что привело к изменению соотношения численности народа с техническим менталитетом. Титульная нация, которая тысячелетиями занималась скотоводством, стала доминирующей в государстве, еще не до конца изменив свой менталитет, который отвечал бы современным техническим требованиям мирового уровня на рынке труда. Но чтобы казахстанцы могли быть готовы к техническому прорыву в мировом сообществе и быть конкурентоспособным на рынке квалифицированного труда, на мой взгляд, нужно усилить действия по формированию в современном казахстанском обществе технического менталитета, который бы соответствовал требованиям инновационно-индустриальной политики страны. Для этого необходимо провести большую работу за счет бюджета в дошкольном воспитании, начальном, среднем школьном образовании и внешкольном воспитании. Для этого необходимо ввести обязательные часы трудового технического воспитания детей в детсадах. В начальных классах - обязательные занятия слесарно-столярного направления. В старших классах – электротехнического направления. Необходимо создать за счет бюджета обязательные внешкольные кружки технического творчества: авто-; мотто-; авиа-; судомодельные. Для технического прорыва в не сырьевых отраслях нам нужен очень широкий слой высококвалифицированных рабочих кадров. Люди являются решающим фактором в производстве. И техническая грамотность должна дополняться нравственным состоянием человека, т.е. важно, какие решения он будет принимать при выборе экономических предложений, с каким порывом он будет выполнять поставленные производственные задачи. Для этого нужно, чтобы у граждан было сильное чувство национальной гордости и казахстанского патриотизма. Сейчас по инициативе президента, создана программа подготовки кадров в передовых странах мира. Их готовят за счет бюджета для работы в органах управления государства, правительстве, нацкомпаний, финансовом секторе. Но важно и кем они будут управлять. Поэтому необходимо воспитать, выработать у всех граждан такие черты как бережливость, трудолюбие, пунктуальность, честность. Нетерпимость к бескультурью, расточительности, праздности, пренебрежению к людям рабочих профессий. Рабочий, промышленный и сельский, должны быть в почете. Возродить идеологические мероприятия по подъему имиджа простых тружеников.

Геополитическое положение Республики Казахстан на континенте.

Казахстан находится в центре континента Евразия. В бытность Советского Союза мы жили как закрытое общество, поэтому пути сообщения между странами Евразийского континента были проложены в обход СССР, по морям и океанам. А сейчас в силу политико- экономических преобразований на континенте Евразия, у государств появилась возможность воспользоваться наикратчайшим путем сообщения - по суше. И все они, после распада СССР, проходят через Казахстан. Поэтому использование нашей территории для транзитного сообщения всех видов коммуникаций: автомобильного, железнодорожного, авиационного, трубопроводного сообщения и телекоммуникаций является острой необходимостью для всех государств континента. Создание инфраструктуры и ее обслуживание создаст много устойчивых рабочих мест. Геополитическое положение РК создает большие преимущества для организации внутриконтинентальной торговли. Создание на территории республики Казахстан зон свободной торговли между странами Евразийского континента явится еще одной предпосылкой для мощной, не сырьевой, направленности торгового бизнеса.

Данные мероприятия позволят создать условия для проведения реформ, которые решат задачи, поставленные в стратегии индустриально- инновационного развития страны, и для успешного исполнения Программы-2030. Когда-то третий американский президент Джеферсон сказал: "Четыре столпа, на которых должна развиваться Америка – это земледелие, мануфактура, коммерция, мореплавание". Перефразируя эти слова, можно сказать, что для расцвета Казахстана необходимо развитие степного животноводства, промышленная переработка продукции животноводства, транзитная стратегия государства, создание на территории республики межконтинентальной торговли. Одним из прорывных направлений степного животноводства я считаю овцеводство и комплексную переработку. Нами разработана программа, которая в состоянии создать на сегодняшний день 300 тысяч рабочих мест в отраслях сельского хозяйства, легкой промышленности, машиностроения, образования, науки. Это даст мультипликативный эффект в развитии строительства, коммуникаций и т.д. В отраслях овцеводства мы можем в течение 10 лет увеличить численность поголовья до 50 млн. овец, число рабочих мест до 1,5 млн. рабочих мест. Газетный вариант программы размещен на сайтах: http://www.geokz.tv/article.php?aid=2812 ,
http://www.gazeta.kz/art.asp?aid=86167, http://www.centrasia.ru/newsA.php4?st=1169734920.
Сейчас по планете бродит финансовый кризис. Одним из действий правительства явилось введение нового налогового кодекса. Причина сохранить самый массовый, социальнозначимый для простых людей, малый бизнес. Повторюсь, когда были деньги, все были устойчивыми. Но сейчас, в период кризиса, предприятия малого бизнеса особенно становятся хрупкими, уязвимыми. Но они своей деятельностью смягчают негативные последствия, социально защищают граждан, предоставляя работу, зарплату, кормя, одевая, обувая, обслуживая население. Для них государство создает защиту от посягательств чиновников, имеющих низкую зарплату, но имеющих большую власть, сокращает требования по налогообложению. Малый бизнес предотвратит социальный взрыв. Тем самым предоставит государству проводить антикризисные мероприятия в спокойной общественной обстановке. Мнение о новом налоговом кодексе разнятся, уж больно опять замысловатый для представителей малого бизнеса. По мне, так надо использовать опыт прежних решений, а именно, ввести вновь, хотя бы на время преодоления кризиса, систему патентов для малых предприятии в сферах легкой промышленности, производстве товаров народного потребления, продуктов питания, бытового обслуживания, производстве сельхозпродукции и т.д. Это враз решит проблему проверок, сложное высчитывание налогов на доход, ставку НДС и прочий негатив. Продумать кредитование для поддержания платежеспособного спроса у населения.

Данные решения станут основой формирования новой экономической национальной системы хозяйствования. Обеспечат экономическую безопасность республики от глобальных финансовых катаклизмов
Наш народ имеет великое прошлое. Впереди у него есть перспектива превратить нашу республику в индустриально развитую державу с высокоразвитым сельским хозяйством и перерабатывающей промышленностью в несырьевых отраслях. Это будет доказательством того, что Казахстан может успешно развиваться и не только за счет добычи и распродажи нефти, газа, металлов и урана.

Нуркасым АБУЕВ
Просмотров: 784 | Добавил: argyn | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]